Администрация Артемовского сельского поселения



Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных об-разований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципаль-ные правовые акты


Согласно п. 5 статьи 47 Устава муниципального образования «Арте-мовское сельское поселение», принятого Решением Собрания депутатов Ар-темовского сельского поселения от 06.11.2009 г. № 54, в систему муници-пальных правовых актов входят:
1) Устав муниципального образования «Артемовское сельское поселе-ние», правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов Артемов-ского сельского поселения;
3) правовые акты Администрации Артемовского сельского поселения, правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
4) правовые акты Главы Артемовского сельского поселения.


Порядок обжалования муниципальных правовых актов и действий (бездействий) органов местного самоуправления в суд предусмотрен главами 24-25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и главами 23-24 Арбитражного процессуального кодекса Россий-ской Федерации (далее – АПК РФ).


Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного са-моуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, га-рантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей ком-петенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта про-тиворечащим закону полностью или в части.
Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа мест-ного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный пра-вовой акт.


Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соот-ветствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содер-жать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправле-ния или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный право-вой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свобо-ды гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.


К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщает-ся копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указа-нием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.


Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.


Согласно ст. 252 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного пра-вового акта рассматривается судом в течение месяца.


Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не проти-воречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полно-стью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.


Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляци-онное обжалование (в течение месяца со дня принятия решения в оконча-тельной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других норматив-ных правовых актов, основанных на признанном недействующим норматив-ном правовом акте или воспроизводящих его содержание.


Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное из-дание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публи-куется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица.


В соответствии со ст.ст. 254 – 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинен-ности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муниципаль-ному служащему.


Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его житель-ства или по месту нахождения органа местного самоуправления, должност-ного лица, муниципального служащего, решение, действие (бездействие) ко-торых оспариваются.
К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправле-ния, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и сво-бод;
3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.


Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех меся-цев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней.


Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязан-ности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.


Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, должностному лицу, муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых бы-ли оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должно-стному лицу, муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступ-ления решения суда в законную силу.


В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.


Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспа-риваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должно-стного лица, муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной эко-номической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенно-стями, установленными в главе 23.


Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.


Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 182-О положения статьи 192 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 5 статьи 195 АПК РФ - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирова-ния - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный норматив-ный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратив-шим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.


Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или от-дельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их пра-ва и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или соз-дают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.


Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчи-ненности орган или к должностному лицу не является обязательным услови-ем для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.


В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного са-моуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, на-рушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспари-ваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействую-щим;
6) перечень прилагаемых документов.


К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.


Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судеб-ному разбирательству и принятие решения по делу.


Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных над-лежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является пре-пятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное засе-дание представителей органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное за-седание для дачи объяснений.
Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является ос-нованием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установле-ны в главе 11 АПК РФ.


При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспаривае-мого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его фе-деральному конституционному закону, федеральному закону и иному норма-тивному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный право-вой акт.


Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое поло-жение в полном объеме.


Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федераль-ному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативно-му правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.


В случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбит-ражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, ар-битражный суд прекращает производство по делу.


Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с за-явлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требова-ния, признание требования органом или лицом, которые приняли оспаривае-мый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по суще-ству.


По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного пра-вового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений со-ответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или от-дельных его положений не соответствующими иному нормативному право-вому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.


Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены орга-ном или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле.


Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Рос-сийской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассацион-ной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания органов местного самоуправления, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опублико-ванию указанными изданиями.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Рос-сийской Федерации" и при необходимости в иных изданиях.

Обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления, долж-ностных лиц

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействи-тельными ненормативных правовых актов, незаконными решений и дей-ствий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномо-чия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные инте-ресы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препят-ствия для осуществления предпринимательской и иной экономической дея-тельности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействи-тельными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными рассматриваются в арбитражном суде.
Согласно ст. 199 АПК РФ Заявление может быть подано в арбитраж-ный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установ-лено федеральным законом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействитель-ным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответство-вать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ (форма и содержание искового заявления).
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, наруша-ются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездей-ствие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ (документы, прилагаемые к исковому заявлению), а также текст оспаривае-мого нормативного правового акта.


По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить дей-ствие оспариваемого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и дей-ствий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превы-шающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в ар-битражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбиратель-ству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федераль-ным законом. Срок может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным чис-лом участников арбитражного процесса (ст. 200 АПК РФ).


В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездейст-вие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненорматив-ного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.


В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненор-мативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осущест-вляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении за-явленного требования.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляю-щих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному ис-полнению, если иные сроки не установлены в решении суда.


Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействи-тельным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.



 





Постоянная ссылка: http://artemovskoe.ru/doc/order/order_83.html